C прошлого года каждый месяц в Павлодаре проходят семинары по инклюзивному образованию. На примере одной из школ города педагогам показывают, как правильно организовать учебный процесс для детей с разными возможностями здоровья.

Сегодня вместе с обычными учениками успешно занимаются маленькие павлодарцы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержками речевого и психического развития, генетическими заболеваниями, аутизмом.

На этот раз в качестве примера для педагогов выбрали павлодарскую СОШ № 13, на базе которой и провели очередной семинар по инклюзивному образованию.

Школу посещают 635 детей, среди которых 10 особенных учеников. У этих ребят есть возможность посещать самые обычные уроки вместе со своими здоровыми одноклассниками.

Участники семинара смогли посмотреть открытые уроки русского языка, математики, информатики, самопознания, физкультуры, а также занятия в бассейне. Кроме того, для слушателей провели четыре мастер-класса.

- Сегодня я показала открытый урок для детей с включенным в учебный процесс ребенком с ЗПР, - рассказывает педагог-психолог школы Виктория Улькина, - Это занятие по социализации - на развитие толерантности к детям с особыми образовательными потребностями. Еще я говорила об основных направлениях работы психолога в организации инклюзивного образования в школе. Работаем мы не только с детьми, но и с их родителями, как с обычными, так и с особенными, а также и с педагогами.

Как отмечают организаторы семинара, 13-ю школу в пример педагогам поставили не случайно. Не так давно заместитель директора по учебной работе этой школы Эльмира Оспанова участвовала в республиканской практической конференции в Нур-Султане, где представляла опыт инклюзивного образования в школе на уровне республике.

Кроме того, она проводила мастер-класс в Щучинске по инновационным технологиям в работе с особенными учениками. Опыт павлодарской школы тогда взяли себе на заметку учебные заведения из разных регионов страны.

- В Павлодаре около 900 детей с особыми образовательными потребностями разных возрастов, которые требуют особых программ, - рассказывает методист отдела образования Шолпан Нурахметова. – По городу насчитывается 156 классов, в которых есть особенные ученики, преимущественно это начальные классы и среднее звено. Всего же в городе 42 школы, во всех парадный вход оборудован пандусом. В восьми школах есть также специально оборудованные для колясочников санузлы, в 12 школах есть места в гардеробе, предназначенные для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в 20 школах выделены специальные места в столовых. Кроме того, работают 14 логопунктов, к каждому из них относится по три школы.

Собеседница также отметила, что прошлый год для города стал прорывным, потому как официально появились штатные единицы тьюторов, которые помогают в учебе детям с ограниченными возможностями. Причем оплачивается их работа за счет бюджета.

- В прошлом году в Павлодаре заработал совместный проект с общественным фондом «Болашак». На базе СОШ № 6 открылся кабинет поддержки инклюзии, где приняли на работу первых в городе тьюторов. Сейчас там работают шесть тьюторов и один методист, а также дефектологи, логопеды. Все они помогают адаптироваться в школе девяти детям с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, шестая школа стала первой ласточкой в решении проблемы сопровождения детей, которые имеют проблемы с коммуникацией.

По словам Шолпан Нурахметовой, сегодня в городе в таких тьюторах нуждаются еще десять школ: пять – с казахским языком обучения и пять – с русским.

- Похожий кабинет сейчас открыт при поддержке фонда «Дара» на базе СОШ № 26, но штатный вопрос там еще не решен. Я думаю, это вопрос времени. Есть школы, в которых на уроки родители сами сопровождают своих детей. Потому как никто лучше мамы или папы не сможет помочь своему ребенку, - считает собеседница.

Между тем своим опытом с участниками семинара поделились и руководитель городской психолого-медико-педагогической консультации Сулушаш Айтбаева, директор филиала АО НЦПК «Орлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области Роза Ашимбетова, старший преподаватель высшей школы педагогики, программы «Дефектология» ПГПУ, кандидат психологических наук Элла Сарсембаева.

Всего в инклюзивном семинаре приняли участие 60 педагогов: заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты городского отдела образования, дефектологи, психологи, руководители и специалисты инклюзивного образования учреждений образования города и области.

Светлана Воронова

Фото автора

pavlodarnews.kz

Тэги: общество, инклюзия

Похожие материалы: